Главная

Миссия

Истоки

О нас

Кадры

Структура

Нормативно-правовая документация

Паспорт системы образования

Образовательные учреждения

Гиперссылки на официальные сайты муниципальных общеобразовательных организаций

Методическая служба

ФГОС

Добрый остров Детства

Школьная страна

Государственная итоговая аттестация

О спорт, ты мир!

УПБ - школа жизни

Воспитываем патриотов

Поддержка. Гармония. Творчество

Детские движения

Учитель! Перед именем твоим...

ПНП "Образование"

Модернизация

Степнячок

Опека и попечительство

Государственные и муниципальные услуги

Бюджет ОО

Сведения о доходах

Проверки

Обращения

Консультация юрисконсульта

Интернет-ресурсы

Летний отдых

ТПМПК

Антикоррупционная деятельность

Всероссийская олимпиада школьников

Великая Победа

Антитеррористическая безопасность

Горячая линия для педагогических работников

Контактная

Гостевая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по разработке рабочей программы педагога ДОУ в соответствии с ФГОС ДО скачать

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП  скачать

Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО скачать

 

Психологические рекомендации родителям выпускников

при подготовке к ЕГЭ

Уважаемые родители!

         Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?

         Существуют ложные способы поддержки ребенка. Одним из них является гиперопека, т. е. создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей, положительных сторон ребенка.

         Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

·        Забыть о прошлых неудачах ребенка;

·        Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

·        Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

         Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица. Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

·        Опираться на сильные стороны ребенка;

·        Избегать подчеркивания промахов ребенка;

·        Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;

·        Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;

·        Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;

·        Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.

     Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

     Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

     Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.      Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.

     Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

     Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

     Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

     Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.      Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

     Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысл зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы, определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

         Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

         Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени, уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

         Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

         Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

·        пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

·        внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

·        если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропустить его и отметить, чтобы потом к нему вернуться;

·        если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

         И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Удачи Вашим детям!

 

Психологические рекомендации выпускникам

при подготовке к ЕГЭ.

Уважаемые выпускники!

         Прежде, чем давать Вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если Вы будете сдавать единый государственный экзамен не в своей школе:

Вас встретят доброжелательные педагоги;

·        каждый будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами;

·        на все организационные вопросы Вы сможете получить ответы у педагогов.

         Внимательно изучите «Правила для выпускников», тогда многие вопросы по организации и проведению единого государственного экзамена решатся сами собой.

         Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзаменам, возможно, они помогут Вам рационально организовать свою деятельность.

         При необходимости обратитесь к школьному психологу – он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием.

         Следует выделить три основных этапа: 1) подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом, 2) поведение накануне экзамена, 3) поведение собственно во время экзамена.

Подготовка к экзамену:

·        дома следует оборудовать место для занятий (убрать лишние вещи, хорошо ввести в интерьер желтый и фиолетовый цвета, это могут быть картинки, коллаж);

·        составить план на каждый день подготовки, четко определить, что именно сегодня будет изучаться;

·        если «нет настроения» заниматься, нужно начинать с того материала, который знаете лучше;

·        через каждые 40-50 мин занятий необходим активный перерыв;

·        материал полезно структурировать за счет составления планов, схем (обязательно делать это на бумаге, а не в уме);

Накануне экзамена:

·        настраивайтесь на ситуацию успеха, мысли о провале и собственных страхах старайтесь не замечать, не гоните их, но не «зацикливайтесь» на них;

·        с вечера перестаньте готовиться, выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы и бодрости.

Во время экзамена:

·        ознакомьтесь с вопросами и начинайте отвечать с того вопроса, который для Вас легче;

·        практикуйте психотехнические упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием.

Желаем удачи!

 

Учителю Русского языка и Литературы по контрольным работам и региональному компоненту по Литературе в 2014-2015 учебном году. Скачать

Рекомендации по составлению рабочей программы учебного курса «Химия»

     Учебная  программа – это  нормативный  документ, в котором  обозначен  круг  основных  знаний, навыков  и  умений, подлежащих  усвоению. Она  включает    перечень   тем  изучаемого  материала, рекомендации  по  количеству  времени   на  каждую  тему, распределение  

     Рабочая программа  учителя  должна  давать  представление  о  том,  как  в  практической  деятельности  педагога  реализуются  компоненты

( федеральный, региональный, школьный)  государственного  образовательного  стандарта.

        Рабочая  программа – документ, созданный  учителем  на  основе  примерной  или  авторской  программы.

       Рабочая  программа  составляется  учителем - предметником  по  определенному  учебному  предмету  и  рассчитана, как  правило, на  учебный  год  или  ступень  обучения.

учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного класса.

              Являясь составной частью образовательной программы ОУ, рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий. В рабочей программе должны быть отражены:

требования федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

·        обязательный минимум содержания учебных программ;

·        максимальный объем учебного материала для учащихся;

·        требования к уровню подготовки выпускников;

·        объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом ОУ для реализации учебных предметов

необходимый комплект учебно-методического обеспечения.

В соответствии с этими компонентами разрабатывается структура рабочей программы

СТРУКТУРА  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ.

1.Титульный  лист.

2.Пояснительная  записка.

3.Содержание  учебного  предмета.

4.Учебно – тематический  план  с  перечнем  контрольных  и практических  работ (здесь  же  необходимо  указывать  количество  демонстраций  и  лабораторных  опытов).

5. Требования  к  уровню  подготовки  обучающихся.

6. Описание  учебно – методического  комплекта.

7.Контроль  уровня  обученности.

8. Литература  и  другие  средства  обучения.

9. Приложения ( по желанию  учителя)

Титульный  лист рабочей  программы  содержит

·        наименование ОУ.

·        гриф   согласования  и утверждения программы (с указанием даты и номера приказа)  

·        название учебного   предмета,  

·        Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет,  

·        класс ,  учащиеся которого изучают учебный курс, предмет,  

·        год составления программы.

·        необходимо  указать  точное  библиографическое  описание  примерной  программы ,на  основе  которой   составлена  рабочая  программа.

 

Пояснительная записка

В тексте пояснительной записки указываются:

·        название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой(ых) разработана рабочая программа;

·        цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии с государственным образовательным стандартом – и с учетом специфики данного ОУ);

·        изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу, их обоснование;

·        учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь,   и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом   Минобрнауки   России ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой ОУ (указываются: Ф. И. О. автора  пособия, название, класс, издательство, год издания);

·        количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных   и  практических работ,   проектов исследований;

·          преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся, промежуточной аттестации учащихся в ОУ).

·        Межпредметные  связи  изучения  предмета.

При  необходимости   в  пояснительной  записке  следует   указать  следующее:

- какой  раздел  дополнен  новыми  темами,

- почему  увеличено  количество  часов  на  тот  или  иной  раздел, тему,

- перераспределено  количество  часов  внутри  раздела. Темы,

Изменена  последовательность  изучения  учебного  материала.

 

       Нормативная  база  преподавания  предмета  содержит перечень  нормативно – правовых  документов, регламентирующих  преподавание  химии.

Содержание  учебного  предмета.

Это  основная  часть  программы, строится  по разделам  и  темам  в  соответствии  с  учебно- тематическим  планом. Здесь  необходимо  опираться  на  обязательный  минимум  содержания  основных  образовательных  программ ФГОС.

   Содержание программы учебного курса, предмета  включает в себя реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане.

Указывается  количество  контрольных  и  практических  работ, демонстрации  и  лабораторные  опыты.

 

Раздел прогр,    тема

Всего учеб-ных часов

Контроль-ные работы

Практические работы

Демонстра-ции

Лаборатор-ные опыты

 

Учебно – тематический  план.

Здесь  раскрывается  последовательность  изучения  разделов  и  тем  программы,  проводится  распределение  учебных  часов  по  разделам  и  темам  из  расчета  минимальной  учебной  нагрузки. Отражаются  зачеты, контрольные  и  практические  работы, демонстрации  и  лабораторные  опыты.  Необходимо  в отдельной  графе  отразить  подготовку  к  ЕГЭ  и  ГИА.

Календарно – тематический  план  составляется  на  основе  рабочей  программы  на весь срок обучения (  на учебный год).

Требования
к уровню подготовки учащихся

 Представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся   Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная (типовая) и (или) авторская), на базе которой(ых) разрабатывается рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.

      Требования  должны  быть  распределены  по  классам, а не охватывать  в  целом  всю  ступень  обучения.

Описание  используемого УМК

Включает  в  себя  название, автора УМК, используемый  учебник, рабочую  тетрадь, электронный  учебник  и  книгу  для  учителя, входящие  в  данный  учебно – методический  комплект.

Контроль  уровня  обученности.

      Здесь  перечисляются  формы  контроля  ( контрольные  работы, зачеты. тесты,  творческие  задания))  и  критерии  оценки.

В  приложении можно  представить  сами   контрольно – измерительные  материалы.

Литература  и  другие  средства  обучения.

  Включает в себя: основную и дополнительную учебную литературу

(  учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал ( , таблицы. коллекции);   мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий; учебно-развивающие программы ,   оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы. Используемые учебно-методические средства обучения можно распределить по четырем группам:

·        "Литература (основная и дополнительная)";

·        "Дидактические материалы";

·        "Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса";

·        "Оборудование и приборы".

  

  Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего ОУ и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы, дополнить требования к уровню подготовки учащихся.

Рассмотрение и утверждение рабочей программы

Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ устанавливаются локальным актом ОУ.     Вначале программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты заносятся в протокол), затем, при условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по УВР и утверждается руководителем ОУ, после чего программа становится нормативным документом данного ОУ.

 

Методические рекомендации по разработке рабочих программ по физике.

 

1.Требования к оформлению рабочих программ

Текст рабочей программы педагога должен включать 8 основных структурных элементов:

·       Титульный лист.

·       Пояснительную записку (указаны изменения внесённые учителем в авторскую программу).

  • Содержание тем учебного курса (с указанием обязательных лабораторных работ).
  • Требования к уровню подготовки.
  • Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.
  • Перечень рекомендуемой литературы  для учителя и учащихся (основной и дополнительной).
  • Календарно-тематическое планирование.
  • Формы и средства контроля
  • Учебно-методический комплекс

Рабочая программа может содержать учебно-тематический план, где отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Он определяется особенностями класса, в котором преподается предмет, спецификой самого учебного курса, особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Кроме того, в учебно-тематический план могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.

2.В календарно-тематическом планировании  должна быть графа «Подготовка к ЕГЭ (или ГИА)», где указывать темы и коды элементов содержания, а также номера заданий экзаменационной работы

Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
• не указываются  цели и задачи;
• отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам, содержание тем курса, примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.
• не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
• не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.

    не указано число лабораторных и контрольных работ.

Рабочая программа может содержать приложения 

Приложения к программе включают:  контрольно-диагностические материалы, планирование тем регионального компонента, и др.

 

Рекомендуемое количество контрольных работ по  темам и по классам.

класс

тема

1

2

3

4

5

6

7

Механическое движение и плотность

Силы. Равнодействующая сил.

Давление твёрдых тел. Давление в жидкостях и газах.

Архимедова сила. Плавание тел.

Механическая работа и мощность. Простые механизмы.

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.

8

Входная контрольная работа.

Тепловые явления.

Районная контрольная работа за 1 полугодие.

Электрические явления.

Работа мощность электрического тока. Электромагнитные явления.

Районная контрольная работа за 2 полугодие.

9

Кинематика.

Динамика.

Законы сохранения импульса и энергии.

Колебания и электромагнитные явления.

Строение атома.

Итоговая за курс 9 класса.

10

Кинематика.

Динамика.

Законы сохранения импульса и энергии.

МКТ (газовые законы)

Термодинамика.

Электрические явления.

11

Магнитное поле. Электромагнитная индукция.

Колебания и волны.

Оптика.

Квантовая физика. СТО.

Атомная физика. Физика атомного ядра.

Итоговая контрольная работа.

 

 

Методические рекомендации по разработке рабочих программ по биологии

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
• не указываются  цели и задачи;
• отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам, содержание тем курса.
• не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
• не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.

1.Требования к оформлению рабочих программ

Текст рабочей программы педагога должен включать 6 основных структурных элементов:

1.    Пояснительную записку.

2.    Содержание тем учебного курса.

3.    Требования к уровню подготовки.

4.    Контроль уровня обученности

5.    Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).

6.    Календарно-тематическое планирование.

Рабочая программа может содержать учебно-тематический план, где отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые орга­низационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на от­дельные темы. Учебно-тематический план может быть представлен в виде таблицы (см. таблицу 1). Приведенные в таблице организационные формы обу­чения и контроля носят примерный характер. Он оп­ределяется особенностями класса, в котором пре­подается предмет, спецификой самого учебного кур­са, особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Кро­ме того, в учебно-тематический план могут быть вклю­чены экскурсии, конференции и другие формы про­ведения занятий.

Таблица 1.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

Количество часов

теоретические

Лабораторно-практические

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

В нижней части таблицы часы суммируются

 

Итого:

 

 

 



 

2.В календарно-тематическом планировании ввести графу «Подготовка к ЕГЭ (или ГИА)», где указывать темы и коды элементов содержания, а также номера заданий экзаменационной работы

Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Рабочая программа может содержать Приложения  

Приложения к программе включают:  контрольно-диагностические материалы, планирование тем регионального компонента, и др.

                     Приложение к рабочей программе по биологии                                                                                                          

Темы регионального компонента по биологии с 5 по 11 классы на 2013-2014 учебный год.

     

 

№п/п

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

1.

  Культурные и дикорастущие растения Ставропольского края

 Многообразие живых организмов Ставропольского края.

 Животный мир Ставропольского края, его многообразие.

 Экология Ставропольского края и ее воздействие на организм человека.

Флора и фауна Ставропольского края.

 Многообразие живой природы Ставропольского края.

 Многообразие живой природы Ставропольского края.

2.

 Животный мир Ставропольского края.

 Встреча с представителями отделов царства растений  Ставропольского края.

 Животные возбудители и переносчики заболеваний на Ставрополье.

 

 Вирусные заболевания в Ставропольском крае.

 Роль генетики в медицине Ставропольского края.

  Достижения биологической науки на Ставрополье.

иогеоценозы нашей малой Родины.

3.

 Грибы в Ставропольском  крае.

 Многообразие растительных сообществ родного края.

Красная книга Ставропольского края.

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата на Ставрополье

 Селекционеры Ставропольского края, их достижения.

Красная книга Ставропольского края.

 Развитие селекции на Ставрополье.

4.

 Обитатели водоемов  Ставропольского края.

 Лишайники – индикаторы чистоты  воздуха в Ставропольском крае.

 Исчезающие виды животных нашей местности и меры, позволяющие сохранять виды животных

 Профилактика сердечно -сосудистых заболеваний  в Ставропольском крае.

 Изучение видового состава различных биоценозов Ставропольского края.

 Проблемы генетической безопасности на Ставрополье

 Породы домашних животных и сорта культурных растений, выращиваемые в нашей местности.

5.

Водоемы Ставропольского края и его обитатели.

Редкие и исчезающие виды растений Ставропольского края.

Охрана и воспроизводство  животных ресурсов Ставрополья.

 

 Санаторно-курортное лечение на Ставрополье.

Первые поселения людей на Ставрополье.

 Развитие селекции на Ставрополье.

Первые поселения людей на Ставрополье.

6.

  Знакомство с многообразием живой природы родного края.

 Биологическое разнообразие растений как основа устойчивого развития природы Ставрополья.

 Биологическое разнообразие животных как основа устойчивого развития природы Ставрополья.

Культура питания и здоровье человека в Ставропольском крае.

 Особенность экологических факторов Ставрополье.

Крупнейшие опытные станции  Ставропольского края.

Охраняемые природные территории Ставропольского края

7.

Охрана

живых организмов в Ставропольском крае.

 

Мир растений малой Родины.

 Роль человека в сохранении многообразия численности видового состава животного мира Ставропольского края.

Охрана и укрепление

здоровья    школьников Ставропольского края.

 Природопользование и охрана природы в Ставропольском крае.

Выращивание домашних животных и культурных растений в нашей местности.

Влияние антропогенного фактора на состояние окружающего мира  нашей местности.

 

 

 

 

Биология

Сабельникова-Бегашвили Н.Н.,

зав. кафедрой математических

и естественнонаучных дисциплин

 СКИРО ПК и ПРО, к.б.н.

Дамианова Е.В.,

доцент кафедры математических

 и естественнонаучных дисциплин

СКИРО ПК и ПРО,к.п.н.

 

Преподавание учебного предмета «Биология»

в основной и старшей школе

 

Школьный курс биологии реализуется на второй и третьей ступени общего образования и относится к учебным предметам, которые в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта определены  как обязательные для изучения в основной школе. Биология как учебный предмет изучается как в основной школе (6-9 классы), так и в общеобразовательных и некоторых профильных классах средней (полной) школы. При изучении в 5 классе курса «Природоведение» необходимо учитывать предварительную подготовку школьников, которая позволяет сформировать целостную структуру восприятия живой и неживой природы, её развития во времени и пространстве. Это важно учитывать при переходе к изучению биологии в 6 классе.

Учебный предмет «Природоведение» по решению образовательного учреждения может изучаться в 6 классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю).

Учебный предмет «Биология» сокращен на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и значительного расширения раздела «Человек».

Следует обратить внимание, что на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности, возможно увеличение количества часов за счет часов регионального компонента или компонента образовательного учреждения.

В соответствии с приказом министерства образования Ставропольского края (от 07 июня 2012 г. № 537-пр) на изучение биологии в рамках основного общего образования отводится 245 часов (6 кл. – 35 ч., 7 кл. – 70 ч., 8 кл. – 70 ч., 9 кл. – 70 ч.).

В средней (полной) общеобразовательной школе при организации профильного обучения рекомендуем учебный предмет «Биология» изучать в следующих вариантах:

1. универсальный профиль – 2 часа за два года обучения (70 часов);

2. физико-химический профиль – 2 часа за два года обучения (70 часов);

3. химико-биологический профиль – 6 часов за два года обучения (210 часов);

4. биолого-географический профиль – 6 часов за два года обучения (210 часов);

5. агротехнологический профиль – 6 часов за два года обучения (210 часов).

Во всех остальных профилях может изучаться интегрированный курс «Естествознание», который включает химию, физику, биологию.

 

Программно – методическое обеспечение

На основании письма Министерством образования и науки РФ от 07.07.05 г. № 03-1263 рекомендуется использовать примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования Министерства образования и науки РФ:

На основе примерных программ авторскими коллективами различных издательств РФ разработаны и опубликованы вариативные (авторские) программы по биологии для основного общего и среднего (полного) образования:

 

Программы:

1. Сост. Пономарева И.Н. и др. Программы по биологии для 6-9 классов общеобразовательных учреждений.

2. Сост. Пономарева И.Н. и др. Программы по общей биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

3. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Сборник авторских программ по биологии: 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2008.

4. Пальдяева Г.М. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология (комплект учебников, созданных под рук. В.В. Пасечника). 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2009. – 96с.

5. Сонин Н.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. – М.: Дрофа, 2009. – 144с.

6. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа // Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008. – 320с.

7. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 31с.

 

Универсальность структуры и содержания данных программ позволяет использовать любой учебно-методический комплекс, рекомендованный (допущенный) для работы в образовательных учреждениях края.

В 2012-2013 учебном году утвержден следующий перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ.

 

Автор учебника

Класс

Издательство

1.

Еськов К.Ю. и др. под ред. Вахрушева А.А. Природоведение

5

Баласс

2.

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение

5

Дрофа

3.

Сухова Т.С., Строганов В.И. Природоведение

5

Вентана-Граф

4.

Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию.

5

Дрофа

5.

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы.

5

Дрофа

6.

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение

5

Дрофа

.7

Пасечник В.В. Биология

6

Дрофа

9.

Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. /Под ред. Пасечника В.В. Биология

6

Просвещение

10.

Сонин Н.И. Биология

6

Дрофа

11

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология

6

Вентана-Граф

12.

Вахрушев А.А., Ловягин С.Н., Раутиан А.С. Биология

6

Баласс

13.

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология

7

Баласс

14

Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология

7

Дрофа

15

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология

7

Вентана-Граф

16

Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. /Под ред. Пасечника В.В. Биология

7

Просвещение

17.

Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология

7

Дрофа

18

Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. /Под ред. Пасечника В.В. Биология

8

Просвещение

19.

Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология

8

Дрофа

20.

Вахрушев А.А., Родионова Е.И., Белицкая Г.Э. и др. Биология

8

Баласс

21.

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология

8

Вентана-Граф

22

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология

8

Дрофа

23

Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Биология

9

Вентана-Граф

24

Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. /Под ред. Пасечника В.В. Биология

9

Просвещение

25.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология  (базовый уровень)

9

Дрофа

26.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Агафонова И.Б. Биология

9

Дрофа

27

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Рутиан А.С. Биология

9

Баласс

28.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Биология (базовый уровень)

10

Вентана-Граф

28.

Алексашина И.Ю., Галактионов К.Н., Дмитриев И.С. Естествознание (базовый уровень)

10

Просвещение

29.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология (базовый уровень)

10-11

Дрофа

30.

Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология (базовый уровень)

10-11

Дрофа

31.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Биология (базовый уровень)

11

Вентана-Граф

32.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Биология (профильный уровень)

11

Дрофа

33.

Алексашина И.Ю., Ляпцев А.В., Шаталов М.А. и др.; Алексашина И.Ю., Галактионов К.Н., Орещенко Н.И. и др. Естествознание (базовый уровень)

11

Просвещение

34

Бочкова О.А. Естествознание

5

Просвещение

35

Бочкова О.А. Естествознание

6

Просвещение

 

Необходимо обращать внимание на год издания учебников, так как в образовательном процессе должны использоваться учебники не ранее 2006 года издания (в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего и среднего (полного) общего образования).

С подробной информацией о современных учебно-методических комплексах по биологии (с аннотациями и справочным материалом) рекомендуем ознакомиться на сайтах:

http://www.drofa.ru – Каталог издательства «Дрофа».

http://www.vgf.ru – Каталог издательства «Вентана-Граф».

http://www.prosv.ru – Каталог издательства «Просвещение».

http://www.mnemozina.ru – Каталог издательства «Мнемозина».

http://www.russkoe-slovo.ru – Каталог издательства «Русское слово-РС».

http://balass.webzone.ru – Каталог издательства «Баласс».

 

Рекомендации по изучению предмета «Биология» на углубленном уровне

 

Учебно-методические комплекты базовых курсов по биологии являются традиционными и давно используются в практике обучения. Учебно-методические комплексы для профильных классов сформированы и рекомендованы (допущены) Министерством образования и науки РФ.

Для углубленного изучения предмета «Биология» может быть использован учебно-методический комплекс:

1. Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. Биология. Общая биология. 10-11 классы // Под ред. В.К. Шумного, Г.М. Дымшица. – М.: «Изд-во «Просвещение», 2010. – Ч. 1. – 303с.

2. Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. Биология. Общая биология. 10-11 классы // Под ред. В.К. Шумного. – М.: «Изд-во «Просвещение», 2010. – Ч. 2. – 287с.

3. Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. Биология. Общая биология. 10-11 классы. // Практикум. – М.: «Изд-во «Просвещение», 2010. – 144с.

 

Рекомендации по изучению регионального компонента

 

В Федеральном базисном учебном плане государственного образовательного стандарта на изучение школьного курса «Биология» отводится 1 час учебного времени. Региональный компонент способствует формированию у обучающихся практических умений и навыков различать живые организмы, работать с информационными источниками сложной структуры (атласы, определители, словари), используя различные методы изучения природы. Поэтому в классах, где биология изучается в объеме 35 часов (1 час в неделю), на изучение регионального компонента (РК) должно отводиться не менее 4 часов учебного времени (10%).

Однако возможно увеличение количества часов, которые рекомендуется использовать учителям биологии для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности и проведения практических работ и экскурсий в природу.

В учебный план образовательного учреждения возможно введение курса «Экология», содержание которого целесообразно строить с учетом региональных особенностей экологической ситуации Ставропольского края.

С целью реализации национально-регионального компонента в образовательном процессе в преподавании биологии и экологии могут быть использованы следующая учебно-методическая литература:

1. Экология. 8-11 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений − М.: Дрофа, 2011. − 160с.

2. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс // Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008. 256с.

3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс // Методическое пособие – М.: Дрофа, 2008. 96с.

4. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс // Тесты. – М.: Дрофа, 2008. 48с.

5. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология. 10 (11) класс // Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008. 304с.

6. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология. 10 (11) класс // // Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008. 192с.

7. Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. 10 (11) класс // Сборник задач. – М.: Дрофа, 2008. 208с.

8. Экология. 10-11 классы. Электронное пособие. – М., 2005.

9. Красная книга Ставропольского края. – Сайт: http://mpr.stavkray.ru

10. Шальнев В.А Ландшафты Ставропольского края // Учебное пособие. −Ставрополь: СГПУ, 1995. −52с.

 

Рекомендации по оформлению и проведению элективных курсов

На элективные курсы для классов профильного обучения отводятся часы за счет компонента образовательного учреждения.

Элективные курсы – важнейшая часть обеспечения введения предпрофильной подготовки и профильного обучения. Можно использовать разработанные и апробированные программы. При этом следует учесть, что к элективным курсам предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности обучающихся.

Требования к тематике и содержанию элективных курсов:

1 актуальность, социальную и личностную значимость;

2 углубление знаний базовых и профильных общеобразовательных предметов;

3 развитие значительного потенциала, способствующего формированию целостной картины мира, развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных навыков, ключевых компетенций обучающихся.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

 

Программа курса включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка, которая должна включать краткую аннотацию, место курса в образовательном процессе, цели и задачи изучения курса.

3. Содержание курса, методы и формы обучения, прогнозируемые результаты изучения курса, формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки.

4. Учебно-тематический план.

5. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя.

6. Учебно-методическое обеспечение предмета.

По элективным курсам по выбору нет стандартов, а, следовательно, и итоговой (государственной) аттестации. Педагогам необходимо учитывать, что содержание элективного курса и правила его освоения (включая определение форм отчетности) школа устанавливает самостоятельно. Возможны варианты контроля уровня обученности: (защита реферата, разработка проекта, выполнение творческих заданий и т. д).

 

Элективные курсы по биологии:

1. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Элективные курсы 10-11 кл. Учебное пособие (профильное обучение) «Биология растений, грибов, лишайников». – М.: Дрофа, 2007. – 207с.

2. Обухов Д. К., Кириленкова В.Н. Элективные курсы 10-11 кл. Учебное пособие (профильное обучение) «Клетки и ткани». – М.: Дрофа, 2007.

3. Программы элективных курсов «Биология» (предпрофильное обучение). 6-9 классы. – М.: Дрофа, 2008. – 192с.

4. Программы элективных курсов «Биология» 10-11 классы. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2006.

5. Программы элективных курсов «Биология» (предпрофильное обучение). 6-9 классы. – М.: Дрофа, 2008. – 208с.

6. Сост. Безрукова Н.П., Звягина А.С., Оспенникова Е.В. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание: Сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов // Под ред. Оспенниковой Е.В. – М.: Университетская книга, 2008. – 480с.

7. Сост. Сивоглазов В.И., Пасечник В.В. Программы элективных курсов. Биология.10-11 классы. – М.: Дрофа, 2006.

8. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 384с.

9. Харченко Л.Н. Естествознание. 10-11 классы. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2007 – 227с.

 

Рекомендации по подготовке обучающихся к ГИА и ЕГЭ по биологии

 

Содержание учебного материала регламентируется специальным документом ГИА и ЕГЭ – кодификатором.

Перечень элементов содержания, проверяемых на ГИА и ЕГЭ по биологии, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии базового и профильного уровней.

При подготовке к ГИА и ЕГЭ рекомендуется использовать все учебники, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ, пособия, рекомендованные ФИПИ и рабочие или специальные тетради, предусматривающие различные формы контроля знаний, работу с рисунками, таблицами, схемами. Методическую помощь учителю и обучающимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ могут оказать материалы сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

- документы, определяющие структуру и содержание КИМ ГИА и ЕГЭ (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);

- открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий;

- аналитические отчеты о результатах ГИА и ЕГЭ и методические письма прошлых лет.

Перед началом изучения каждого раздела курса рекомендуется выделить время на диагностику уровня подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ. Необходимо проанализировать наиболее типичные ошибки, допускаемые обучающимися при выполнении заданий ГИА и ЕГЭ и целесообразно использовать задания, аналогичные тестовым заданиям экзаменационной работы.

При подготовке к ГИА и ЕГЭ необходимо у обучающихся формировать умение адекватно понимать и выполнять инструкции, осмысливать задание и находить оптимальные пути его выполнения, четко формулировать свой ответ и записывать его с учетом норм русского языка, организовывать свою деятельность в условиях ограниченного времени, контролировать результаты своей работы.

Рекомендуется обсудить результаты ГИА и ЕГЭ на заседаниях районных, школьных методических объединений учителей биологии, при этом обратив особое внимание на темы разделов «Общая биология» и «Человек и его здоровье», так как в экзаменационной работе встречается большое количество заданий из этих разделов: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, терминов и понятий.

В календарно-тематическом планировании (независимо от УМК по предмету) рационально включать специальную колонку «Подготовка к ГИА и ЕГЭ», где будут указаны темы и коды контролируемых элементов, к которым учитель будет обращаться в рамках данного урока на этапах актуализации, системного повторения или обобщения материала.

Рекомендации по изучению материалов ФГОС основного общего

и среднего (полного) общего образования нового поколения

 

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит как одну из важнейших задач обновление содержания образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

В связи с этим в 2012-2013 учебном году продолжится последовательная подготовка к введению ФГОС основного общего образования и утверждение ФГОС среднего (полного) общего образования. Поэтому в условиях перехода на ФГОС нового поколения рекомендуется обратить внимание на изучение следующих источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования // Серия стандарты второго поколения.

http://standart.edu.ru

3. Под ред. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

4. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс. – М.: Просвещение, 2010. – 80с.

5. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 10-11 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 59с.

6. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие // сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2012. – 383, [1]с.

7. Рабочие программы. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5-6 классы: учебно-методическое пособие // сост.И.Г. Власова. – М.: Дрофа, 2012. – 95, [1]с.

8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа // сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342с.

9. Под ред. Горского В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.

10. Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение учащимися следующих личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать и проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

В примерной программе основного общего образования к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе биологии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

- приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

- необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

- необходимости защиты от травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

В соответствии с ФГОС ООО нового поколения планируется изучение курса «Введение в биологию» в 5 классе, при ознакомлении с которым рекомендуется обратиться к следующим литературным источникам:

1. Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введению в биологию. – М.: Изд-во «Дрофа», 2012. – 158 [2]с.

2. Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. Биология. Введению в биологию. – М.: Изд-во «Дрофа», 2011. – 192с.

3. Плешаков А.А., Н.И. Сонин. Введение в естественнонаучные дисциплины. Естествознание. – М.: Изд-во «Дрофа», 2012. – 174 [2]с.

 

 

Примерный

перечень вопросов для обсуждения на августовских совещаниях.

 

В соответствии с проектом модернизации региональных систем образования как средство достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» рекомендуется примерный перечень вопросов для обсуждения на августовских совещаниях, проводимых в форме семинаров, «круглых столов», презентации опыта работы лучших учителей края, победителей ПНПО, мастер-классов:

·  Приоритетные направления развития биологического образования в контексте стратегии образования до 2020 года и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

·  Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках биологии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

·  Обновление содержания и методики преподавания школьного курса «Биология» в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

·  Портфолио как одна из форм представления опыта работы. Требования к содержанию портфолио учителей, система стимулов за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (из опыта работы учителей-практиков).

·  Система повышения квалификации учителей. Повышение профессиональной компетентности и мастерства учителя биологии.

·  Системно-деятельностный подход в организации обучения и мастерство педагога.

·  Учебно-методический комплекс как средство формирования универсальных учебных действий.

·  Формирование УУД по биологии как одно из основных требований ФГОС нового поколения.

·  Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации ФГОС нового поколения.

·  Мастер-класс как эффективная форма трансляции передового опыта лучших учителей (из опыта работы учителя-практика).

·  Опыт участия учителей биологии и обучающихся в конкурсах уроков с использованием ИКТ, проектах глобальной сети Интернет, дистанционных курсах (из опыта работы учителей-практиков).

·  Создание условий для развития творческих способностей молодых педагогов в условиях современной школы.

·  Единый государственный экзамен – современный подход к оценке качества образования по биологии. Результаты ЕГЭ и ГИА по биологии в Ставропольском крае в 2012 году. Анализ типичных ошибок ЕГЭ и ГИА по биологии.

·  Современные подходы к процедуре проведения ЕГЭ. Перевод ЕГЭ в компьютерный формат.

·  Современные педагогические технологии на уроках биологии и во внеклассной деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса.

·  Развитие творческих способностей обучающихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач.

·  Современные подходы к подготовке и проведению уроков биологии с использованием ИКТ: ЭОР, Интернет-технологий, интерактивной доски.

·  Особенности работы с одаренными детьми. Подготовка обучающихся к олимпиадам по биологии и экологии.

·  Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

·  Личностно-ориентированный подход в обучении как средство сохранения здоровья подрастающего поколения.

·  Эксперимент и его место в преподавании биологии. Применение лабораторного оборудования для постановки и проведения биологического эксперимента (из опыта работы учителей-практиков).

·  Роль кабинета биологии в обеспечении нового качества образования (современные требования к оснащению кабинетов, опыт эффективного использования современного лабораторного оборудования).

·  Опыт реализации системно-деятельностного подхода, проектной деятельности, использования ИКТ, развивающего обучения в практике работы учителей биологии.

 

Дополнительная литература по предмету

 

1. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 3. с. 2-8.

2. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 4. с. 2-7.

3. Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – С-Пб, 2009. – 30с.

http://www.teacher-of-russia.ru

4. Громыко Н.В. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов. – М., 2010.

5. Громыко Н.В. Как сценировать учебное «метапредметное» занятие? – М.: Институт опережающих исследований, 2010.

6. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей // Под ред. А.П. Тряпициной. – С-Пб.: КАРО, 2007. – 176с.

7. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. ЕГЭ. Биология. Сдаем экзамен. – М., 2011. – 44с.

8. Калинова Г.С, Петросова Р.А., Никишова Е.А. ЕГЭ-2012. Биология. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов // ФИПИ. – М.: Национальное образование, 2011.

9. Лакоценина Т.П. Современный урок. Интегрированные уроки. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2008. – Ч. 6. – 256с.

10. Лернер Г.И. Биология. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2011. – 352с.

11. Никишова Е.А., Шаталова С.П. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012: Биология. – М.: Астрель, 2012.

12. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272с.

13. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144с.

14. Рохлов В.С. Биология. 9 класс. Курс комплексной подготовки. В 4 книгах. – М.: Национальное образование, 2010. – 248с.

15. Сборник нормативных документов. Биология (проект) // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 99, [13]с.

16. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2008. – 80с.

17. Сергеева М.Е. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – Волгоград, 2007. – 94с.

18. Теремов А.В. Рохлов В.С. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Биология. 2011. – М.: Интеллект-Центр, 2011. – 160с.

19. Чередниченко И.П. Экология. 6-11 классы. − Волгоград: Учитель, 2010. – 165с.

20. Шамова Т.И., Белова С.Н. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 192с.

21. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 224с.

 

Журналы:

1. Журнал «Современный урок». – М.: «Педагогический поиск».

2. Журнал «Профильная школа». – М.: «Русский журнал».

3. Журнал «Мастер-класс: Приложение к журналу. – М.: «Методист».

4. Журнал «Биология в школе».

5. Журнал «Вестник Всероссийской олимпиады школьников».

6. Журнал «Наука и жизнь» http://nauka.relis.ru

7. Журнал «Одаренный ребенок».

 

Сайты:

http://www.priroda.ruПрирода: национальный портал.

http://obi.img.ras.ruБаза знаний по биологии человека. Учебник по молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии.

http://www.zoomax.ruЗоология: человек и домашние животные.

www.nature.ru – Научная сеть».

www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.

http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.

http://ege.edu.ru – Информационной портал ЕГЭ.

http://school-collection.edu.ru. – Единая коллекция ЦОР.

www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm – Редкие и исчезающие животные России.

http://www.mioo.ru – Методическая лаборатория биологии.

http://college.ru – Биология (подготовка к ЕГЭ).

http://bio.1september.ru – Газета «Биология».

Выписка из протокола №2

заседания творческой мастерской учителей биологии

Арзгирского района от 22.10.2013г.

Место проведения: МБОУ СОШ №2  с.Арзгир

Время проведения: 22.10.2013 год

Присутствовало: 12 человек

 

Повестка дня

1.Проектирование урока с позиции формирования УУД.
2. Открытый урок в 11 классе по теме «Генотип как система».

3.Развитие метапредметных компетенций посредством научно-исследовательских компетенций.

4.Применение эффективных педагогических технологий при подготовке к конкурсам и олимпиадам.

5. Подготовка к ГИА и ЕГЭ. Демоверсия 2014г.

6. Ознакомление с новинками учебной и учебно-методической литературы.

7. Об использовании регионального компонента на уроках биологии.

 

По седьмому вопросу «Об использовании регионального компонента на уроках биологии» слушали учителя биологии МКОУ СОШ № 5 с.Новоромановского, руководителя ТМ, Булавину С.В.

Постановили:

На основании Методических рекомендаций по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края и в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта общего образования Ставропольского края 10% времени, отведенного на изучение биологии в каждом классе, использовать на освоение регионального содержания образования по учебному предмету. Поэтому в классах, где биология изучается в объеме 35 часов (1 час в неделю), на изучение регионального компонента (РК) должно отводиться не менее 4 часов учебного времени (10%). В классах, где биология изучается в объеме 70 часов (2 часа в неделю), на изучение регионального компонента (РК) должно отводиться не менее 7 часов учебного времени (10%).

Региональный компонент по биологии занимает следующее количество часов:

·       6 класс – 4 часа

·       5, 7-11 классы – 7 часов

В связи с этим рекомендовано использовать  темы регионального компонента  по биологии, утвержденные на заседании ТМ.

 

 

Руководитель   ТМ Булавина С.В.